Велворуб Сергей
Проблема “мозговедения” в школе.
Болото иногда создает видимость глубины. |
Станислав Ежи Лец. |
Каждый, зашедший на сайт www.mozzgoved.narod.ru, не мог не обратить внимание
на большое число фраз, фотографий одного человека (прозвище - мозговед),
вызывающих, по крайней мере, улыбку у тех, кто с ним знаком и удивление у
случайных посетителей. Все это не плод чего-то воспаленного воображения, а
аккуратно собранный материал, посвященный одному из учителей школы района
Аэропорт, преподающего историю, обществознание, обж, москвоведение,
граждановедение. Непосвященный человек может сказать, что это наглая клевета и
выпендреж, но, пообщавшись с ним хотя бы раз, тем более попытавшись с ним
поспорить, моментально заберет свои слова обратно. Также стоит заметить то, что
из всех учеников, контактировавших с ним, как с учителем, не встречалось ни
одного лесного отзыва в его адрес. Поэтому попытки объяснить столь резкие
высказывания в его адрес личной антипатией отдельных учащихся просто не уместны.
Стоит так же отметить тот факт, что администрация данного учебного заведения
всеми способами выгораживает этого человека, хотя многие из учителей, вплоть до
директора, признают большую часть критики в его адрес. Может удивить то, что
администрация фактически готова пожертвовать своим авторитетом в глазах
учеников, показать свое бездействие, когда необходимо расставить все точки над
“i”, лишь бы защитить
единственного и неповторимого “мозговеда” от нападок в его адрес. Но не все так
просто! Для здравого понимания ситуации необходимо на время отстранится от всей
мерзостной и недалекой натуры
“мозговеда” и посмотреть на него исключительно как на учителя. Что именно
представляет собой “мозговед”? А представляет он собой типичного человека,
живущего по принципу: “Как бы чего не вышло?” Одновременное заискивание перед
администрацией школы, молчаливое одобрение всего, чего бы не взбрело в голову
министерству образования, и в то же время деспотия на уроке, получение
внутреннего удовольствия от безнаказанности в своих деяниях на ниве еженедельной
дрессировки учеников, удивление и нескрываемая злоба при высказывание любой
альтернативной точки зрения, расходящейся с трактовкой учебника – вот, в
нескольких чертах, портрет этого человека. Но, несмотря на все выше приведенное,
он, как никто другой, просто находка для школы в плане поддержания казарменного
порядка. В целом же увеличение числа таких вот “мозговедов” очень четко показывает всю
гнилую сущность российской образовательной системы. Причем эта тенденция
характерна не только для средних, но и для высших учебных заведений в том числе.
Но все таки корни данной проблем необходимо искать, не на основании лишь частных примеров, а, пытаясь разобраться
в сложившейся ситуации, основываясь на анализе общего положения образования в
России. Ключевой целью школьного образования, наряду с приобретением чистых
знаний является формирование человека, как личности. Изначальной задачей периода
школьного обучения – привить в человеке желание познавать мир, развить
сообразительность и логическое мышление, научить человека сосуществовать в
коллективе, научить при анализе любого события придерживаться
причинно-следственных связей, не бояться вопроса: “Почему?” Не зарываться в
частности по каждому из предметов, которые скучны для детского слуха, а начинать
с общего, присущего научному изысканию в любой сфере. Нет никакого сомнения, что
большинство из учителей, познакомившись с проблемой, поднятой в этой статье, не
придадут ей особого значения. А следовало бы. Иногда очень полезно, умерив
самомнение, присушится к мнению тех, кого собираешься просвещать. Вместо того чтобы стричь
всех под одну гребенку, необходимо в каждом учащемся развивать его собственные
интересы. Необходимо упразднить существующий в школе культ оценки. Ведь
фактически отношение к ученику во многом складывается на основании его
успеваемости. А как глупо оценивать работоспособность ученика на основе
результатов двенадцатимесячного обучения. Так, к примеру, многие великие ученые,
писатели с мировым именем не отличались хорошей успеваемостью в школьные годы.
Однако это не помешало им в дальнейшем увековечить свое имя. Вместо того чтобы
стричь всех под одну гребенку, необходимо в каждом учащемся развивать его
собственные интересы и не делить всех на умных и дураков. Почему бы ни наделить
группы учащихся правом предложения и организации учебного процесс согласно
оптимальной для них структуры обучения. Создания всеобщего равноправия, и общей
ответственности. Но для исполнения хотя бы малой доли предложенного каждому
учителю придется приподнять свой ученый зад с нагретого стула и для начала
заняться непосредственно обучением, а не пересказом тщательно проштудированного
за многие годы учебника. Многие могут возмутиться, что предъявленные требования
через чур строги. Действительно если бы эти требования предъявлялись
представителям слесарных и столярных специальностей, то многие претензии отпали
бы сами собой. Но так как представители данной профессии занимаются отточкой
детских мозгов, а не деревянных чурбанов то данная критика в их адрес имеет
место быть. Разумеется, встречаются учителя, которые даже из уважения к своему
предмету не могут халтурить. Но зарплата учителя, как известно, мизерная
поэтому, большую часть молодых учителей приходящих в школы составляют
“мозговеды”: ничтожества, которые сами ничего не достигли в жизни и для которых
обучение подростков – шанс реабилитировать себя в чьих-то глазах. Все это
деградация системы образования происходит на глазах у правительства, которое
преспокойно прибывает в бездействие. В этом то все и дело. У государства не
заинтересованности в получении всеобщего образования на должном уровне. Ведь
думающего человека значительно сложнее оболванить красивыми словами. Вот именно
для этих целей для образовательных учреждений разрабатываются программы по
патриотическому воспитанию (причем патриотизм в их понимании - это
безоговорочное одобрение всех проводимых политических мероприятий в стране). Так
же строятся планы на разработку и введение во всех учебных заведениях изучение
закона божьего в обязательном порядке (это в светском то государстве!). И вот до
тех пор, пока эти цели будут преследоваться, как основы структуры образования в
России, такие как “мозговед” будут всегда востребованы. Благо что-что, а уж
оболванивать они здорово умеют.